UMATEX (компания Госкорпорации «Росатом») представила на Международном авиакосмическом салоне МАКС-2021 композитные материалы, которые используются в создании крыла новейшего российского лайнера МС-21 и других летательных аппаратов.
Презентация композитных материалов для авиастроения состоялась в рамках панельной дискуссии «Композиты – путь в авиации» на стенде UMATEX Росатом 22 июля 2021 года. В качестве спикеров панельной дискуссии выступили первый заместитель генерального директора ПАО «Корпорация «Иркут», генеральный директор АО «АэроКомпозит» Анатолий Гайданский, заместитель генерального директора UMATEX Росатом Юрий Свистунов, директор по инновациям и перспективным технологиям АО «УЗГА» Дмитрий Подорящий. Модерировал дискуссию заместитель генерального директора UMATEX Дмитрий Коган.
В ходе дискуссии эксперты отметили, что сегодня углепластик – один из самых востребованных материалов для создания высоконагруженных конструкций в авиалайнерах, вертолетах, беспилотниках. В его составе находится углеродное волокно - материал, состоящий из сверхтонких нитей, образованных преимущественно атомами углерода. Композиты на основе углеродного волокна отличаются легким весом, повышенной прочностью, высокими антикоррозионными свойствами и долговечностью.
Анатолий Гайданский рассказал, что новая модель российского узкофюзеляжного самолета МС-21-300, представленная на МАКС-2021, на 30% состоит из композитов. Эти материалы применяются в создании крыла, элементов механизации и хвостового оперения. Консоль крыла самолёта, изготовленная из материалов UMATEX, в мае была доставлена на Иркутский авиационный завод – филиал ПАО «Корпорация «Иркут» (входит в ОАК Госкорпорации «Ростех»). Консоль длиной 17,5 метра будет установлена на самолёт МС-21-300, предназначенный для поставки первому заказчику. Ранее на этот самолёт был установлен центроплан, также изготовленный из материалов UMATEX. Композитное крыло, разработанное по уникальной технологии вакуумной инфузии, обеспечивает топливную эффективность МС-21-300 на 4-6% больше, чем у Boing-737 или Airbus A-320, а также обладает высокими прочностными и аэродинамическими характеристиками. Аналогичный эффект от применения композитов, по словам Дмитрия Подорящего, получат и производители региональных и учебно-тренировочных самолетов.
По словам Юрия Свистунова, импортозамещение композитных материалов в отрасли авиастроения и других индустриях стало возможным благодаря реализации планов UMATEX Росатом по созданию полного технологического цикла производства композитов от сырья, углеродного волокна, продуктов на его основе, до готовых изделий.
Кроме того, 22 июля 2021 года на стенде Росатома состоялось подписание соглашения компании UMATEX и АО «Уральский завод гражданской авиации» (УЗГА) о создании совместного предприятия по разработке и производству конструкций из полимерных композиционных материалов (ПКМ) для авиации и нужд Госкорпорации Росатом, а также по развитию бизнеса в сфере гражданских беспилотных авиационных систем с применением технологий искусственного интеллекта.
Подписи под документом поставили заместитель генерального директора UMATEX Дмитрий Коган и заместитель генерального директора по инновационному развитию и технологиям АО «УЗГА» Дмитрий Подорящий.
Документ предполагает создание совместного производства композитных конструкций для учебно-тренировочной, региональной авиации и гражданских беспилотных летательных аппаратов. Предприятие будет базироваться в ПОЭЗ «Ульяновск» в Ульяновской области. Ввод в эксплуатацию первой очереди завода запланирован на первый квартал 2022 года. Предприятие будет оснащено специальным производственно-технологическим оборудованием и оснасткой для изготовления изделий из ПКМ. В рамках совместной деятельности также будет создан центр компетенций по композитным материалам для проведения научно-исследовательских разработок, подготовки кадров и применению технологий искусственного интеллекта.
«Для АО «УЗГА» это – стратегически важное направление. В первую очередь совместное предприятие будет заниматься проектированием и разработкой конструкций из композитных материалов в авиационной отрасли и других сферах, в том числе для нужд Госкорпорации «Росатом». Следующий этап развития предполагает выход на международные рынки авиастроения и других индустрий», - рассказал Дмитрий Подорящий.
«Это удачное решение для обеих компании. Создание такого предприятия соответствует стратегии развития UMATEX в авиационной отрасли. Стратегия компании ориентирована на переход из сегмента поставщиков материалов в передел деталей и агрегатов для авиации. Со своей стороны UMATEX обеспечивает гарантии поставки материалов в требуемых объемах и качестве», - прокомментировал Дмитрий Коган.
На стенде UMATEX в бизнес-дни работы Салона также состоялась презентация композитных материалов. Посетителям были продемонстрированы уникальные преимущества композитных материалов на основе углеродного волокна. На стенде UMATEX были представлены материалы на основе углеродного волокна для отдельных индустрий: авиастроения - углеродные волокна и препреги на их основе, изделия из композитов для строительства – углеродные ленты Fibarm, образец шпунта, арматуры и другие продукты, мотокомпоненты – композитный обвес для спортивного мотоцикла.
Для справки:
В рамках программы импортозамещения производство отечественного углеродного волокна было налажено на заводе «Алабуга-Волокно» (входит в дивизион UMATEX Росатома) в ОЭЗ «Алабуга» в 2015 году, что позволило практически полностью заместить иностранную продукцию на российском рынке. В настоящее время завод выпускает углеродные волокна различных номиналов, которые по характеристикам и качеству не уступают зарубежным аналогам ведущих мировых производителей.