23 августа на Зеленодольском заводе имени Горького в Республике Татарстан состоялся спуск на воду двух лоцмейстерских судов ледового класса Ice 3 проекта BLV03 - «Александр Парфенов» и «Всеволод Пересыпкин». Эти суда усилят флот ФГУП «Гидрографическое предприятие» Росатома.
В состав флота Гидрографического предприятия оба судна войдут до конца 2021 года. Новые лоцмейстерские суда предназначены для перевозки, установки и обслуживая средств навигационного обеспечения. При необходимости на суда можно будет установить эхолот и использовать их для выполнения гидрографических работ. Планируется, что «Всеволод Пересыпкин» будет работать на восточном участке Севморпути, а «Александр Парфенов» — в Обской губе Карского моря и устье реки Енисей.
«Отрадно видеть, что фактически вся страна работает на развитие Северного морского пути, и Республика Татарстан не стала исключением. В рамках национальных проектов планируется нарастить грузопоток по Севморпути до 110 млн тонн в 2030 году. Уже вырисовывается заказ на новые суда: можно вести переговоры, в том числе и с Зеленодольским заводом имени Горького, о строительстве минимум 20 новых грузовых судов», — отметил заместитель главы дирекции Севморпути Госкорпорации «Росатом» Максим Кулинко.
«Основная задача судов «Александр Парфенов» и «Всеволод Пересыпкин» — обеспечение безопасности мореплавания: организация промеров, поиск безопасных маршрутов, расстановка средств навигационного оборудования. Я уверен, что суда, построенные на современном судостроительном предприятии, будут долгие годы работать на благо Северного морского пути», — сказал генеральный директор Гидрографического предприятия Александр Бенгерт.
Для справки:
Водоизмещение одного судна проекта BLV03 составляет 576 тонн. Длина судна — 35 метров, ширина — 10,6 метра. Судно сможет развивать скорость до 12 узлов. Автономность судна по запасам топлива и провизии — 15 суток. Численность экипажа составит 10 человек, спецперсонала — 4 человека. Площадь грузовой палубы — 105 кв. метров, вместимость грузового трюма —159 кубометров.
Суда названы в честь заслуженных работников отрасли. Директор проектного института ЛенморНИИпроект Александр Парфенов (1930-2004) начинал свой трудовой путь в качестве инженера-гидрографа в изыскательских партиях на Севере, впоследствии был руководителем и участником проектирования крупных портовых сооружений. Всеволод Пересыпкин (1931-2018) прошел путь от инженера-гидрографа Архангельской гидрографической базы Гидрографического предприятия Минморфлота СССР до начальника предприятия, затем руководил ЦНИИ Морского флота Минморфлота СССР.
Оба судна строятся в рамках федерального проекта «Развитие Северного морского пути» по программе Госкорпорации «Росатом» по строительству и модернизации гидрографического флота для ФГУП «Гидрографическое предприятие». По той же программе на Балаковском судостроительно-судоремонтном заводе достраиваются после спуска на воду два гидрографических катера ледового класса Ice 3 проекта Е35.Г «Юрий Бабаев» и «Юрий Осокин». Кроме того, в 2021 году будет выбрана верфь для строительства головного гидрографического лоцмейстерского судна ледового класса Arc7, способного преодолевать лед толщиной до 1,5-1,7 метров. Это позволит расширить объем гидрографических работ — за счет увеличения периода навигации.
ФГУП «Гидрографическое предприятие» осуществляет навигационно-гидрографическое обеспечение плавания судов в акватории СМП, включающее в себя изучение подводного рельефа дна с целью поддержания актуальности морских навигационных карт, руководств и пособий для плавания на современном уровне и обеспечения акватории СМП средствами навигационного оборудования, а также информирования мореплавателей об изменениях навигационной обстановки. Предприятие выступает заказчиком-застройщиком по объектам нового строительства и эксплуатирует портовую инфраструктуру в границах акватории СМП. В 2019 году ФГУП «Гидрографическое предприятие» было передано из Минтранса России в ведение Госкорпорации «Росатом», наделенной в 2018 году функцией инфраструктурного оператора Северного морского пути.