RU

Специалисты АО «НИИЭФА» в рамках проведенных испытаний подтвердили прочность транспортировочной рамы для катушки PF1

4 июня 2022
Специалисты АО «НИИЭФА» и АО «Средне-Невский судостроительный завод» (АО «СНСЗ») в рамках испытаний подтвердили прочность транспортировочной рамы для катушки полоидального поля PF1, предназначенной для реактора ИТЭР. Испытания прошли на территории АО «СНСЗ».
Транспортировочная рамы предназначена для отправки катушки весом 160 тонн во Францию. Грузом для проверки прочности рамы стали бетонные блоки общим весом 274 тонны. На первом этапе рама поднималась портальным краном в горизонтальном положении на высоту 1 метр и выдерживалась в течение 15 минут. На втором этапе процедура повторялась, но рама наклонялась на 6 градусов относительно горизонта, моделируя таким образом раскачку корабля при шторме или транспортировку катушки по автомобильной дороге с уклоном. Последним этапом испытаний стали ультразвуковой контроль сварных швов рамы и контроль общей геометрии рамы.
НИИЭФА1.jpg
Ключевая часть процесса – прочностные испытания – контролировалась представителями стран-участниц проекта ИТЭР и ЧУ «ИТЭР-Центр» в онлайн-режиме.
«В связи с тем, что в проекте ИТЭР задействованы страны с нескольких континентов, предъявляются высочайшие требования к прочности и надёжности упаковки и транспортировочной оснастки для доставки высокотехнологичных компонентов токамака со всего мира во Францию. Необходимо исключить любой, даже минимальный риск повреждения дорогостоящего уникального компонента, такого как сверхпроводниковая катушка, при перегрузке в порту, шторме на море, или дорожном инциденте на дорогах Франции», – сказал заместитель генерального директора по термоядерным и магнитным технологиям – директор НТЦ «Синтез» АО «НИИЭФА» И.Ю. Родин.
Перед изготовлением рамы для катушки PF1 специалисты АО «НИИЭФА» провели многоэтапное математическое моделирование поведения рамы в различных неблагоприятных условиях. В результате этих работ была определена и согласована с Международной организацией ИТЭР оптимальная конструкция транспортировочной оснастки, проведёнными испытаниями подтвердившая своё соответствие всем заявленным требованиям.
После успешно проведённых испытаний катушка PF1 была установлена на раму и отправлена на итоговую упаковку. По завершении процесса упаковки катушка начнёт свой путь на площадку сборки ИТЭР.
Для справки:
Катушка PF1 диаметром 9 метров является одной из шести катушек полоидального поля в магнитной системе, которая служит для удержания плазмы в реакторе ИТЭР. Катушка – сложное изделие, основой которого являются восемь сверхпроводниковых двухслойных двухзаходных галет. Изготовление катушки полоидального поля является натуральным вкладом Российской Федерации в международный проект ИТЭР.
ITER (ИТЭР) – Международный экспериментальный термоядерный реактор на базе концепции токамака и один из крупнейших примеров глобального партнерства в сфере развития ядерной энергетики. Цель мегасайенс-проекта – продемонстрировать возможности управляемого термоядерного синтеза для перехода на более «чистый» и безопасный вид добычи энергии. Над проектом совместно работают страны Евросоюза, Россия, США, Индия, Китай, Южная Корея и Япония. Организацией, ответственной за выполнение обязательств российской стороны в проекте ИТЭР, определена Госкорпорация «Росатом». Работу координирует Частное учреждение Госкорпорации «Росатом» «Проектный центр ИТЭР». В ответственность Российской Федерации входит изготовление и поставка 25 сложнейших высокотехнологичных систем будущей установки.