АО «Русатом Инфраструктурные решения» (РИР, входит в Госкорпорацию «Росатом») и Департамент городского хозяйства мэрии города Кызыла запустили в промышленную эксплуатацию программный комплекс «Умный Кызыл». Проект направлен на создание комфортной и безопасной цифровой среды для граждан и автоматизацию системы управления ресурсами и сервисами города. Ключевой модуль «Городские проблемы», ставший драйвером проекта, создан ради того, чтобы жители с любыми проблемными вопросами могли обращаться в единое цифровое окно из любого места, с персонального компьютера, ноутбука, мобильного телефона.
Технологически программный комплекс, разработанный РИР, представляет собой взаимосвязанное программное обеспечение: платформа «Умный Город» плюс интеграционная платформа для объединения разноплановых данных из информационных систем города, для предоставления универсальных интеграционных интерфейсов. Функционал системы затрагивает все сферы жизни города. «Умный Кызыл» позволяет жителям сообщать о проблемах города, участвовать в опросах или голосовании за городские инициативы. Администрация же будет видеть обращения жителей, отслеживать исполнение задач коммунальными службами, оперативно узнавать статистику, получать информацию о работе городских служб, образовательных и культурных учреждений. Доступ к сервисам осуществляется как через портал smartkyzyl.ru, так и через мобильное приложение для Android и iOS.
В настоящее время программный комплекс «Умный Кызыл» состоит из 15 модулей для жителей города и муниципалитета. Часть модулей предназначена для открытого общественного использования гражданами, предоставляя информационные и бытовые сервисы. В том числе возможность оперативной коммуникации между пользователями, представителями администрации и подрядными организациями. Например, через сервисы обратной связи и голосований горожане смогут принять участие в развитии города и ускорить решение городских проблем.
К примеру, модуль «Учреждения» носит справочный характер. «Голосование» дает возможность провести открытые опросы и голосования за городские инициативы. Модуль «Земляные работы» позволяет в разы сэкономить время на получение соответствующих разрешений. На интерактивной карте представлены все действующие выданные ордера, можно узнать сроки проведения работ и ответственных за них, убедиться в их законности или пожаловаться на «незаконные раскопки». Заказчик работ может получить разрешение в одном окне – подгрузить проектную документацию и получить визы согласующих организаций прямо на портале, что исключает необходимость походов в десять разных организаций с документами. Тем самым на порядок экономится время не только заказчика работ, но и ресурсоснабжающих организаций. Модуль «Ситуационный центр» предназначен для централизованного оповещения всех заинтересованных или ответственных лиц. Модуль «ТКО» показывает точки расположения мусорных баков, помогает оценить эффективность схем их размещения.
Служебные модули позволяют в режиме «онлайн» получать информацию о проведении земляных работ, территории обслуживания управляющих компаний, точках сбора коммунальных отходов, погодных условиях, данные из ГИС ЖККХ. Закрытая часть предназначена для служебного использования уполномоченными сотрудниками в соответствии с зонами ответственности. Кроме того, в рамках проекта создана информационная панель главы города, где в режиме реального времени отражается основная информация о работе городских служб, основные проблемы и проводимые мероприятия.
«Мы заинтересованы в том, чтобы формировать комфортную среду в столице республики, ведь все, что улучшает жизнь людей, помогает экономить ресурсы. Система «Умный город» – полезный инструмент для повышения эффективности в управлении городским хозяйством и налаживания обратной связи с жителями города. «Умный город» дает понять, какие проблемы вызывают наиболее острую реакцию у горожан и их надо решать в первую очередь, а какие можно решить в плановом порядке. Это инструмент приоритизации при распределении финансов и усилий. Система развивается, и сейчас очень важна обратная связь от жителей города», – отметил мэр Кызыла Карим Сагаан-оол.
«Сервисы «Умного города» – важный инструмент, который позволяет обеспечить оперативную реакцию на запросы людей, вовлечь жителей в развитие городской среды, повысить эффективность управления городом и энергоэффективность. Мы рассчитываем, что наши сервисы и решения станут важным помощником муниципалитетов и жителей в преодолении последствий пандемии, в дальнейшем развитии и создании новых точек роста», – отметила генеральный директор АО «Русатом Инфраструктурные решения» Ксения Сухотина.
Проект был реализован в рамках заключенного муниципального контракта между Департаментом городского хозяйства мэрии города Кызыла и АО «Цифровые платформы и решения Умного города», которое входит в контур управления РИР. Для выстраивания работоспособности модулей аналитики РИР завели тестовые проблемы, отработали их. После этого была проведена интеграция платформы «Умный Кызыл» с порталом госуслуг в части авторизации. На этапе внедрения настроили интерфейсы для занесения актуальной информации на платформу, которая оснащена инструментарием и пользовательским интерфейсом для внесения и корректировки данных в соответствии с предоставленными авторизованному пользователю правами, обучили ответственных сотрудников.