RU

Росатом, ПАО «Норникель» и АО «ДЦСС» подписали соглашение о совместном проектировании и строительстве СПГ-ледокола

4 сентября 2021
3 сентября 2021 года в рамках Восточного экономического форума Госкорпорация «Росатом», ПАО «ГМК «Норильский никель» (далее – ПАО «Норникель») и АО «Дальневосточный центр судостроения и судоремонта» (далее – АО «ДЦСС») заключили соглашение о совместном проектировании и строительстве двухтопливного дизель-СПГ ледокола.
Подписи под соглашением поставили первый заместитель генерального директора – директор Блока по развитию и международному бизнесу дальнейшем Госкорпорации «Росатом» Кирилл Комаров, старший вице-президент – руководитель Блока стратегии и управления стратегическими проектами, логистики и ресурсного обеспечения ПАО «ГМК «Норильский никель» Сергей Дубовицкий и исполнительный директор АО «Дальневосточный центр судостроения и судоремонта» Олег Сиденко. При подписании документа присутствовали генеральный директор Госкорпорации «Росатом» Алексей Лихачёв и генеральный директор АО «Дальневосточный центр судостроения и судоремонта» Андрей Шишкин.
вэф5 030921.jpg
Целями заключения соглашения являются решение задач государственной важности: реализация инвестиционных проектов в Арктике, развитие инфраструктуры Северного морского пути, импортозамещение и создание российского производства СПГ-ледоколов. Всё это позволит увеличить грузооборот по Северному морскому пути.
Кроме того, в рамках расширения навигации в восточном секторе Северного морского пути и создания круглогодичного международного морского транспортного коридора глобального значения, который, в дополнение к традиционным транспортным маршрутам, надёжно свяжет страны Азиатско-Тихоокеанского региона с Европой через Северный ледовитый океан, требуется обеспечить ледокольную проводку грузовых судов ПАО «Норникель», а также судов обеспечения проектов, реализуемых на полуострове Таймыр, в западной части акватории Северного морского пути (в том числе в Енисейском заливе и на реке Енисей), взамен выводимому из эксплуатации атомному ледоколу типа «Таймыр».
Стороны договорились сформировать рабочую группу. ПАО «Норникель» предоставит информацию по перспективным грузопотокам, типам судов и количеству рейсов в/из порта Дудинка. На основании этого будет разработано задание на проектирование и строительство СПГ-ледокола, определяющее основные параметры: ширину, дедвейт, и мощность с учетом будущей потребности в проводке судов различных типоразмеров. Далее ПАО «Норникель» и Госкорпорация «Росатом» намерены проработать вопрос о привлечении финансирования на проектирование и строительство ледокола, в том числе возможность государственного субсидирования ставки оказания услуг. По итогам будет сформирован уточненный график по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию нового СПГ-ледокола в целях обеспечения плановой замены атомного ледокола типа «Таймыр» для работы в рамках проектов ПАО «Норникель».
АО «ДЦСС» предоставит ПАО «Норникель» и Госкорпорации «Росатом» необходимую информацию о потенциальных проектанте и судостроителе, которыми могут выступить АО «Центральное конструкторское бюро «Айсберг» и ООО «Судостроительный комплекс «Звезда», с соблюдением корпоративных закупочных процедур ПАО «Норникель» и Госкорпорации «Росатом», а также норм применимого законодательства. Договор на проектирование и строительство СПГ-ледокола планируется подписать сторонами в 2022 году.
«Ледокольный флот – флагман масштабной модернизации транспортной инфраструктуры Норильского промышленного района. «Норникель» наращивает объем перевозок для своевременной реализации стратегических инвестиционных проектов в регионе. Новый ледокол поможет компании решать стоящие перед ней амбициозные задачи, а соглашение станет важным шагом в развитии партнерства ведущих российских компаний в области развития Арктики», - прокомментировал подписание Владимир Потанин, президент «Норникеля».
«Строительство СПГ-ледоколов – новый этап развития Северного морского пути. Они позволят закрыть потребности инвесторов в западном секторе, заменив выбывающие из эксплуатации атомные ледоколы старой серии, а также высвободив более мощные суда для работы на востоке», - отметил Кирилл Комаров.
Напомним, что 23 июля 2021 года Госкорпорация «Росатом» и ПАО «ГМК «Норильский никель» заключили соглашение о сотрудничестве 2018 года, которое будет действовать до 2030 года, что служит доказательством стратегического партнерства. Документ подразумевает расширение сотрудничества в связи с плановым увеличением грузопотока ПАО «ГМК «Норильский никель» по Северному морскому пути. В частности, будет увеличен период, в течение которого Росатом оказывает «Норникелю» ледокольные услуги: сейчас атомные ледоколы типа «Таймыр» привлекаются с января по май, по новому соглашению период их работы продлевается: они будут работать с ноября по май.
Стороны намерены сотрудничать в организации бесперебойного и экологически безопасного комплексного ледокольного обеспечения судоходства в акватории Северного морского пути.