RU

Управление спросом на электроэнергию

В целях снижения темпов роста цен на электроэнергию и повышения надежности энергетической инфраструктуры Постановлением Правительства РФ от 20 марта 2019 года № 287 предусмотрено введение на рынке электроэнергии новой системной услуги - управление спросом на электроэнергию (мощность) (с англ. Demand Response), которую предоставляют сами потребители электроэнергии через специализированную организацию – Агрегатор услуги управления спросом.

Агрегатор оказывает услуги квалифицированного посредника (является субъектом электроэнергетики, обеспечивает сбор и передачу данных с приборов учета и принимает/передает команды на разгрузку от СО ЕЭС, ведет аналитику исполнения и формирует рекомендации по участию в рынке управления спросом).

СО ЕЭС ежеквартально по результатам конкурсной процедуры отбирает потребителей, готовых оказать данные услуги. По результатам исполнения услуги СО ЕЭС оплачивает Агрегатору стоимость услуги по цене, сложившейся по итогам конкурсного отбора. Агрегатор, соответственно, оплачивает услугу потребителю по цене договора, заключенного между ним и потребителем.

Что предлагаем?

По команде Системного оператора Единой энергетической системы (https://www.so-ups.ru/) Вы снижаете мощность, потребляемую электроустановками Вашего предприятия, до 5 раз в месяц на 2-4 часа, и за это ежемесячно получаете дополнительный доход.

Максимальная цена снижения на 2021 год определяется ФАС РФ исходя из среднемесячного объема 501 МВт и средневзвешенной цены отборов за 2020 год (~351 тыс. руб. за 1 МВт).

Таким образом, АО «Атомэнергопромсбыт», как квалифицированный Агрегатор для СО ЕЭС, предлагает Вам заключить доходный для Вашего предприятия договор на оказание услуги по снижению нагрузки потребления электроэнергии.

Для кого предназначена данная услуга?

Услуга предназначена для предприятий, заинтересованных в источниках дополнительного дохода, которые:

1. Готовы обеспечить снижение потребления по отношению к плановому потреблению в указанные СО ЕЭС часы на период 2 или 4 часа не более 5 раз в месяц.

Значительный потенциал снижения нагрузки может заключаться как в возможностях технологического оборудования сокращать потребление на короткие временные интервалы (до 4 часов), так и в инфраструктурных процессах на предприятии: резервные объекты генерации электроэнергии, промышленные накопители электроэнергии, освещение, централизованные системы подачи сжатого воздуха, кондиционирование, охлаждение, вентиляция, водо- и теплоснабжение, технологические процессы сушки, электрообогрева и другое.

2. Используют почасовой учет электроэнергии по всему контуру предприятия.

Для прохождения квалификационного отбора Вашим предприятием необходимы данные о всех приборах коммерческого учета на объектах, заявляемых для участия в оказании услуги управления спросом.

Заявленные объекты подтверждаются следующими документами:

  • однолинейная схема рассматриваемых потребителей электроэнергии;
  • акт разграничения балансовой принадлежности рассматриваемых потребителей электроэнергии;
  • выдержка из договора энергоснабжения с указанием актуального перечня точек измерения и приборов учёта и способа определения объёмов потреблённой электроэнергии для рассматриваемых потребителей;
  • документы, подтверждающие действующую метрологическую поверку приборов коммерческого учета (акты ввода, паспорта и/или свидетельства о поверке).

3. Имеют потенциал экономии – до 600 – 700 тыс. руб. за 1 МВт снижения.

Мы будем рады предоставить Вам бесплатную дополнительную консультацию по данному вопросу и, в зависимости от используемого Вами оборудования, предложить различные стратегии снижения нагрузки для участия в услуги управления спросом. Для получения бесплатного расчета потенциала экономии оставьте заявку.

4. Прошли ежеквартальный конкурсный отбор Системного оператора Единой энергетической Системы.

В обязанности Агрегатора управления спросом входит успешное прохождение конкурсных отборов, проводимых Системным оператором ЕЭС, на оказание услуг управления спросом.

АО «Атомэнергопромсбыт», как Агрегатор управления спросом, успешно участвует во всех конкурсных отборах, проводимых Системным оператором ЕЭС на оказание услуг управления спросом.

Все взаимодействие с Системным оператором ЕЭС мы берём на себя: от прохождения конкурсного отбора до оплаты Вам услуг по снижению нагрузки!

Как это работает?

1. Взаимодействие с агрегатором и СО ЕЭС

Количество фактических разгрузок в месяц – от 1 до 5 раз в месяц.

В отдельные дни потребитель может заявлять о своей неготовности разгружаться (до 8:30 в день Х-1).

Ежедневное подтверждение технической готовности необходимо за сутки Х-2 (агрегатор подает сведения в СО ЕЭС до 8:30 суток Х-1).

Получение команды от СО ЕЭС на исполнение разгрузки происходит за сутки X-1 с 17:00 до 18:00 по Москве.



2. Определение объема снижения потребления

Основной подход – сравнение фактической нагрузки энергопринимающего устройства с нагрузкой, которая теоретически имела бы место в отсутствие события управления спросом.

Все нижеуказанные методы используют данные коммерческого учета в качестве информации о фактическом потреблении, а методы ГБН и МБН также в качестве источника информации о теоретической нагрузке в отсутствие события.

Методы, реализующие такой подход:

  • График базовой нагрузки (метод ГБН)

    Основной метод определение объема снижения нагрузки – расчет по 10-дневной скользящей средней арифметической с исключением значений в следующие дни:

    • выходной день;
    • осуществлялась разгрузка по заданию СО ЕЭС;
    • суточное потребление менее 50% от среднего суточного потребления за последние 10 рабочих дней;
    • отсутствуют почасовые данные коммерческого учета;
    • была заявлена неготовность.

    Метод применим для потребителей с типовым графиком нагрузки:

    • Величина среднеквадратического отклонения ошибки (RRMSE) графика базовой нагрузки от потребления электроэнергии для совокупности рассматриваемых часов хотя бы для одного из вариантов подстройки не превышает 0,2.
    • Минимальное значение объема разгрузки – не менее двойной величины RRMSE.

    Пример графика базовой нагрузки и фактического потребления:

  • Заявленный график (метод ЗГ)

    Подходит ограниченному кругу потребителей, способных планировать собственное потребление.

    Устойчивость к манипулированию может снижаться в случае, если события управления спросом хорошо прогнозируемы.

    При переходе к целевой модели следует пересмотреть подход к контролю соблюдения заявленного графика в дни отсутствия события (например, установить коридор отклонения как долю от заявленного объема разгрузки).

    При сохранении прогнозируемости событий следует разработать дополнительные проверки не завышения заявленного графика в дни событий.

  • Максимальная базовая нагрузка (метод МБН)

    Сопоставление максимальной нагрузки с условной максимальной нагрузкой за 10 предшествующих рабочих дней из которых исключают крайние значения, как и в методе ГБН.

    Данный метод применяется к потребителям с неравномерным суточным графиком.

Есть ли примеры реализованных кейсов?

Перечень клиентов АО «Атомэнергопромсбыт» по оказанию услуги управления спросом включает такие предприятия, как РусАгро (производственные площадки ЗАО «Самараагропромпереработка» в г. Аткарск, г. Балаково и Самарской области, а также производственные площадки ОАО «Жировой комбинат» в г. Екатеринбург и г. Саратов.), ООО «Пивоваренная компания «Балтика» (Тульский завод), ПАО «ЗиО-Подольск», АО «ЧМЗ», ПАО «НЗХК», АО «АЭХК» и ПАО «КМЗ», ООО «НПО «Центротех», ВПО «Точмаш» и другие.

Предприятие также может привлекать арендаторов, подрядные и сервисные организации к помощи в исполнении услуг по снижению нагрузки, заключая с ними дополнительный расходный договор на оказание услуг и транслируя им часть средств от полученного эффекта по услуге управления спросом в оговоренной пропорции, соразмерно их участию и вкладу в обеспечении исполнении команд системного оператора по снижению нагрузки.



Примерами таких работ могут быть:

  • Выключение/включение энергоемкого оборудования у арендаторов при исполнении команд СО ЕЭС;
  • Помощь в отключении/включении энергоемкого оборудования, находящегося у них на обслуживании;
  • Инвестирование средств в автоматизацию удаленного управления режимами работы энергоемкого оборудования и оказание услуг удаленного включения/выключения оборудования;
  • Расчет оптимального графика работы энергоемкого оборудования на сутки вперед с учетом производственных процессов на предприятии;
  • Иные формы взаимодействия и оказания информационно-сервисных услуг при проведении снижения нагрузки оборудования.

АЭПС, при необходимости, может оказать помощь в разработке договорной конструкции такого взаимодействия.

Почему стоит обратиться к нам?
  1. АО «Атомэнергопромсбыт» является корпоративной энергосбытовой компанией Госкорпорации «Росатом», обеспечивающей энергоснабжение более 80% промышленных предприятий атомной отрасли более чем в 20 регионах России.
  2. Мы успешно участвуем во всех конкурсных отборах, проводимых СО ЕЭС на оказание услуг управления спросом, и предоставляем всю необходимую информацию для прохождения квалификации клиента для допуска к участию в конкурсном отборе.
  3. АО «Атомэнергопромсбыт» осуществляет квалифицированный информационный обмен с АО «СО ЕЭС» с применением ЭЦП, в том числе данными коммерческого учёта электроэнергии и подтверждением готовности объектов Вашей организации (исполнителя).
  4. АО «Атомэнергопромсбыт» оказывает информирование с использованием мессенджера WhatsApp и Email неограниченного числа лиц на объектах Вашей организации о событии по снижению нагрузки за сутки вперёд по согласованному списку лиц, обеспечивающих соответствующую услугу по снижению нагрузки на объектах Вашей организации, участвующих в снижении потребления.
  5. АО «Атомэнергопромсбыт» предоставляет ответственным лицам Вашей организации ежемесячный отчет об исполнении услуги по управлению спросом, а также доступ к клиентскому сервису разрабатываемого программного обеспечения управления спросом.
  6. Наша команда также может оказать содействие в привлечении поставщиков автоматизированных решений по организации коммерческого учета, мониторинга, технического учёта и удаленного управления режимами работы электрооборудования.
  7. Мы готовы к совместной реализации небольших инвестиционных проектов по внедрению автоматизированных информационно-технических решений на дополнительно обсуждаемых условиях, в том числе за счёт доходов, получаемых от оказания услуг управления спросом на объектах Вашей организации.
  8. В связи с действием государственных мер по предотвращению распространения короновирусной инфекции мы полностью готовы вести удаленное онлайн взаимодействие с нашими клиентами: от организации видеоконференций до электронного документооборота.
Сколько это стоит?

Расчетный период оказания услуги – 1 месяц.

Цена услуги, оплачиваемая Системным оператором ЕЭС, соответствует цене, указанной в ценовой заявке Агрегатора.

Вознаграждение АО «Атомэнергопромсбыт» за услуги квалифицированного Агрегатора, имеющего доступ к торговой площадке АО «СО ЕЭС», составляет ~10% от фактической выручки по утвержденной Вашей организацией заявке на ежеквартальный отбор объектов управления спросом.

Фактический объем и стоимость оказанных услуг определяются по следующей формуле:


Согласно данной формуле при ситуациях неготовности исполнить обязательства, лучше сообщить о неготовности, чем по факту оказаться не готовыми и НЕ выполнить снижение нагрузки.

Событий в месяц может быть всего от 1 до 5 и соответственно неисполнение события влияние на стоимость от 20% до 100%, если планировалось только одна разгрузка.

Если на день неисполненного события сообщалось о неготовности, то влияние данного фактора на расчетную стоимость составит всего 1/20 – 1/22 на стоимость (менее значимо).

Частичного исполнения обязательств в рамках одного события не предусмотрено – если хотя бы один час разгрузки был меньше заявленной, то обязательства считаются не исполненными.

Как получить бесплатную консультацию по данной услуге?

Для получения бесплатного расчета экономического эффекта от участия в управлении спросом направьте на адрес dr@apsbt.ru данные почасовых значений потребления электроэнергии в формате excel за последние 12 месяцев, указав в письме наименование компании, ФИО, должность и телефон контактного лица. Результаты оценки будут Вам направлены в течение 2 рабочих дней.

Также Вы можете оставить заявку на нашем сайте.